Начало
О компании
Новости
Творчество
Рулетки
Спецодежда
Журнал
Музей
Сотрудничество
Вакансии
Сервис
Контакты
Публикация в журнале Ритм №6, 2003г. Публикации Виртуальная экспозиция Видео   Фото с выставок

«Красная» профессия


«...чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа»
Аристотель
О домохозяйстве и рабстве, «Политика»


Столярное искусство связано с вещами, сопутствующими человеку каждый день: это стол и стул. Именно от этих слов в русском языке, как и в других славянских языках, происходит название замечательной профессии - столяр. Без изготовленных столяром предметов невозможно утром позавтракать, днем работать или учиться, вечером отдохнуть, а ночью спать. Даже летая в космосе и управляя государством, человек должен опереться локтями на изделие столяра. Величественное русское слово «престол» тоже произошло от этого корня «стол».

Почетное и столь нужное ремесло на Руси издавна называли красным, подобно тому, как самую вкусную рыбу - «красная рыба», самое нарядное место в доме - «красный угол». Краснодеревец - столяр высшей квалификации - исконное русское название профессии человека, искусно работающего по дереву.

Запертые в бетонных джунглях больших городов, мы особенно ценим предметы, созданные из дерева, хранящие солнечное тепло и душистый запах леса. Сосна, пихта, кедр, орех, ясень, ольха - прекрасные природные материалы, которые еще в античные века использовал человек для воплощения своих творческих идей. Конечно, ХХ век внес немало нового в столярное дело, но перемены коснулись в основном вещей второстепенных: механизации работ, некоторых инструментов и таких подсобных материалов, как отделочная фурнитура, красители, клей.

Главное же в искусстве столяра - его руки, инструмент, свойства дерева - остались неизменными, как и постоянная потребность человека - творить.

Правильно выбрать инструмент для работы означает - работать легко, качественно и с удовольствием. Это залог успеха, как сто лет назад, так и в наши дни.

Рубанки - главный вид строгающего инструмента. Колодки рубанков должны быть сделаны из очень твердого и сухого дерева (лучше белый бук или клен). Если дерево плохое, колодка рубанка будет коробиться, соответственно при работе таким инструментом нельзя рассчитывать на правильную и легкую стружку. Поэтому настоящий мастер предпочтет купить дорогой и качественный инструмент, или же сделать колодку своими руками.

В конце XIX века в среде мастеров столярного искусства рубанки подразделялись на четыре вида по своему начальному происхождению: английские, французские, немецкие и американские. Несмотря на устарелость и меньшую практичность в сравнении с американским столярным инструментом, в России наибольшее распространение получил немецкий тип столярного инструмента, мало чем отличавшийся от английского и французского. Само слово «рубанок», как впрочем, названия всех остальных инструментов этого рода: фуганок, зензубель, фальцгобель и пр., - немецкого происхождения, хотя сам инструмент был известен еще легендарному царю Итаки и мореплавателю Одиссею практически в том же виде, каким пользуются сегодня.

Немецкий и французский рубанки решительно не отличались какими-либо качествами от распространенных в России образцов. Несколько отличен от них английский рубанок, у которого железко точно такое же, а колодка несколько шире и короче, при скругленных боках для уменьшения веса и удобства охвата рукой во время работы. Но главное отличие этого рубанка состоит в том, что нижняя щель колодки выдвинута вперед и скошена, поэтому работать таким рубанком легче, особенно строгать торцы досок.

Как и два века назад, положение железка в рубанке любого типа играет решающую роль.

Практически величина наклона железка была определена следующим образом:

  • рубанки для строгания цинка - 85 °С;
  • рубанки по кости, рогу и черепахе - 70-75 °С;
  • рубанки твердого дерева - 60 °С;
  • рубанки мягкого дерева -45 °С.

  • Толщина снимаемой стружки зависит от степени выдвижения режущей кромки железка за нижнюю грань колодки. Для российских, немецких, французских и английских рубанков установка железка осуществлялась следующим образом: «сперва ударяют молотком или киянкой по задку колодки, вследствие чего клин ослабевает, и железко можно вынуть рукой. Железко точат (если в том есть надобность), закладывают от руки на место, и заправляют клин настолько, чтобы железко не выпадало. Затем переворачивают рубанок лицевой стороной кверху и смотрят так, чтобы взгляд скользил по поверхности навстречу острию железка. Этим путем определяют величину его выдвига. Если выдвиг железка мал, то ударом по лобку выдвигают его. Если велик, то ударом по задку убавляют. Это предварительная установка величины выдвига железка должна быть несколько меньше требуемой, так как следующей операцией будет сильное заколачивание клина, при котором железко увлечется трением и несколько выдвинется» («Практический курс столярного искусства» М.А. Нетыкса; г. Москва; типография Товарищества И.Н. Кушнерева; 1910г.).

    Колодки американских стругов обычно отливались из чугуна, причем такой формы, в которой сочетались и удобство, и прочность. Так называемое «лицо» колодки были тщательно отшлифованы. Будучи металлическим, оно не могло покоробиться, значит, правильность стругов с этой стороны была обеспечена.

    Главное достоинство такого инструмента заключалось в весьма практичных и удобных способах закрепления железка при помощи винтов и пружин, без клиньев и ударов молотком.

    У металлической колодки были свои недостатки. Трение чугуна по дереву больше, чем дерева по дереву, поэтому струги из чугуна были тяжелы на ходу. Чтобы избавиться от этого недостатка, старались уменьшить трущуюся поверхность и этим сократить трение.

    Для уменьшения веса инструмента чугунные колодки заменяли деревянными и, оставляя только небольшие металлические наставки с прибором для закрепления железка.

    Рубанки имели бесконечное число форм, в зависимости от назначения каждого инструмента - фигурные рубанки или калевки; шпунтубели - особый инструмент для выбирания шпунта - канавки; горбачи - для строгания выпуклых и вогнутых поверхностей; цинубели - для придания поверхностям шероховатости перед склеиванием и строгания очень твердых пород дерева - вяз, бук, черное дерево.

    Русский народ унаследовал от своих предков многие технические приемы деревообработки, эти приемы передавались из поколения в поколение. Создавались новые, более рациональные.

    Но пока ходит по Земле человек и на ней растет такой великолепный материал как дерево, не стоит забывать многовековой опыт столярного ремесла и искусства своих отцов и дедов.


    Полное и частичное воспроизведение материалов допускается с письменного разрешения дирекции.
      Первая страница > Музей инструмента > Публикации   наверх
      Rambler's Top100     Яндекс цитирования    
     
     Проммашинструмент, 2000 
    Design by ITC, 2000