Начало
О компании
Новости
Рулетки
Спецодежда
Журнал
Музей
Сотрудничество
Вакансии
Сервис
Контакты
N24 январь/февраль 2004 Тема номера О журнале Архив Как подписатся
Заголовок
   

Системный подход
к инструментальному обеспечению предприятий.

Н.Ф. Зеленцова, к.т.н., доц.
Е.В. Зеленцова, ст. преподаватель
Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана
105005, г. Москва, 2-ая Бауманская ул., дом 5. тел (095) 267-58-20
E-Mail: рedagоg@mipk.ru


Современное состояние инструментального обеспечения машиностроительных предприятий

Иллюстрация

Машиностроительные предприятия являются сложной организационно-технологической системой с множеством входящих в нее связей и ограничений. Сложность этой системы состоит и в том, что она охватывает все сферы вращения инструментальной оснастки от установления потребности в инструменте до его изготовления и полной амортизации в процессе эксплуатации. Грамотная организация инструментального обеспечения предприятия играет значительную роль в сокращении сроков технологической подготовки производства и запуска новых изделий. Однако на сегодняшний день на российских предприятиях простои оборудования по вине инструмента составляют до 40% от общего числа простоев. Особая проблема - складские помещения. Склады инструмента, как правило, плохо оборудованные помещения, откуда с переменным успехом можно извлечь и получить необходимый инструмент. По положению в зарплате заведующие складами немногим отличаются от уборщицы. В результате предприятия получают от складов такую отдачу, которую заслужили.

Решение задачи определения структуры и объема инструментального обеспечения, а также снабжения, учета и управления движением инструмента сегодня выдвигается в ряд основных. Существующие методы планирования потребности в инструменте не обладают гибкостью, что приводит либо к недостаче инструмента на рабочих позициях, либо к невостребованным запасам инструмента на складах. В нашей стране капиталовложения на подготовку производства никогда не превышали 5% от средств производства, в то время как в развитых странах они составляют 30%. Сокращение сроков и стоимости инструментальной подготовки производства является важным условием технического прогресса в машиностроении. В период 1992-1997 гг. прежние планово-административные методы ведения хозяйства были разрушены, вместо них были созданы квазирыночные методы регулирования хозяйственной деятельности. Для остановки спада производства и перехода к экономическому росту необходимо в ближайшем будущем широко использовать научно-технические достижения в управлении и производстве с мобилизацией всех имеющихся ресурсов: природных, трудовых, научных и производственных.

Важнейшее качество стратегии управления инструментальным обеспечением предприятия - гибкость, умение быстро реагировать на возникшие изменения. Маркетинг (исследование постоянно меняющихся условий рынка и выбор наиболее эффективного пути сбыта) стал не только одним из важнейших инструментов бизнеса, но и одной из основных составляющих организации производства и управления предприятием.

По мере формирования в России цивилизованного рынка все большее значение приобретают маркетинговые исследования, направленные на формирование стратегии продвижения продукции на рынок и активизацию ее сбыта.

Состояние российского инструментального рынка

Рассмотрим состояние российского рынка инструмента. Важнейшим фактором, обусловившим состояние российской инструментальной промышленности, является распад единого экономического пространства СССР. Влияние этого фактора неоднозначно.

Ранее в нашей стране инструмент практически не продавался, а распределялся, что было причиной его постоянного дефицита и простоев оборудования. Предприятия были вынуждены сами изготавливать инструмент, среднестатистические данные говорят о том, что инструментальные производства крупных машиностроительных предприятий всегда выполняли план на 105 - 110 %, в основном для собственных нужд.

По этим причинам заводы-изготовители не имеют ни современных товаропроизводящих инфраструктур, ни специалистов по их системной организации.

Рынок металлорежущего инструмента

Рынок режущего инструмента, как товара промышленного назначения, отличается от рынка товаров широкого потребления следующими характеристиками: на нем меньше покупателей, эти немногочисленные покупатели крупнее; эти покупатели сконцентрированы географически. В основном это крупные промышленные центры: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград и др.

Спрос на режущий инструмент неэластичен. Изменение цены не влечет за собой сильных колебаний общего спроса. Если цена на инструмент поднимется, то предприятия вряд ли станут закупать его меньше, чем это им необходимо. Если цена упадет, то нет смысла закупать больше режущего инструмента, т.к. это приведет к возрастанию объема складов и т.д. В то же время потребители будут исходить из цены, решая у какого именно поставщика закупать необходимый им инструмент.

Спрос на режущий инструмент резко меняется. Это особенно справедливо в отношении спроса на новое производственное оборудование, а режущий инструмент является необходимым элементом, без наличия которого эксплуатация этого оборудования невозможна.

Мировая практика показала, что качество инструментального обеспечения: полная номенклатура и наличие требуемого инструмента в требуемое время на каждой рабочей позиции (обрабатывающей ячейке) - главный залог успеха предприятия, использующего режущий инструмент. Руководители наших заводов до сих пор не верят, что причина, по которой они за много лет так и не вышли на рынки развитых стран, а теперь теряют рынок в собственной стране - ненадежность и даже безнадежность в снабжении и обеспечении производства режущим инструментом. Исключение составляют наиболее развитые предприятия оборонной промышленности, имеющие государственные или зарубежные заказы, но и они в настоящее время испытывают проблемы в организации инструментального обеспечения.

Исследование инструментальных служб российских предприятий

В современной металлообработке используются тысячи видов и типоразмеров инструмента. Номенклатура режущего инструмента составляет свыше 50 тысяч наименований, начиная со стандартного инструмента общего назначения (резцы, свёрла, зенкеры, развёртки) и заканчивая сложными сборными конструкциями, такими как торцевые кассетные фрезерные головки, зуборезный инструмент, комбинированный инструмент и т.д.

Авторами данной работы проведено анкетирование 30 руководителей инструментальных служб (начальники БИХ, инструментальных отделов, главные технологи по инструменту) предприятий, среди которых: ООО ПФС «Баррикады», ОАО МНТК «Авионика», ФГУП Брянский электромеханический завод, ОАО ГЗПТО «Элеватормельмаш», Калужский радиоламповый завод и др. На вопрос указать в порядке приоритета наиболее часто применяемые на предприятии виды режущего инструмента 98% ответили: токарные резцы, фрезы, свёрла. Эти результаты позволяют предположить согласие структуры рынка инструмента России структуре мирового рынка, где, как известно, токарные инструменты составляют 22,7%, фрезы 16,9%, свёрла 12,4% от общего объёма.

Доля покупного инструмента в системе инструментального обеспечения исследуемых предприятий составила от 80% до 85%, остальная часть приходится на инструмент собственного изготовления. В основном предприятия используют инструмент отечественного производства, 10% опрошенных специалистов приобретают инструмент в Беларуси и у некоторых зарубежных фирм.

95% руководителей считают главными требованиями при покупке инструмента быстроту и своевременность приобретения (стратегия 'just in time' -- «точно вовремя»), приемлемые цены и высокое качество товара. Ни один из опрошенных специалистов не счёл возможным отказаться от услуг собственного инструментального производства и покупать инструмент только у крупных фирм и их дилеров.

Не удовлетворены качеством покупного инструмента 64% опрошенных, при этом никто не проводит предварительной оценки качества инструмента при его приобретении.

Вопрос качества инструмента, реализуемого на рынке России, сегодня стоит особенно остро. На рынке появляется всё больше инструмента фирм дальнего зарубежья. Растёт предложение инструмента низкого и среднего качества из Китая и стран Юго-Восточной Азии, а также высококачественного режущего, слесарного, абразивного и электроинструмента из Германии, Франции, Швеции и других стран. К сожалению, в настоящее время потребители инструмента уделяют мало внимания оценке качества приобретаемого инструмента и недостаточно владеют методами квалиметрии режущего инструмента.

Производство режущего инструмента, как и любое другое, требует современной организации, технологии и высококвалифицированных кадров. На наш взгляд инструментальное обеспечение предприятия необходимо строить на основе применения системного подхода к эксплуатации инструмента.

Приведённые данные свидетельствуют о том, что рынок инструмента в России находится еще в стадии становления. В современных условиях руководителям и организаторам производства, профессионалам-инструментальщикам необходимо овладевать новыми знаниями в области маркетинга и менеджмента с целью ориентации всей хозяйственной деятельности предприятия на эффективное достижение поставленных рынком задач.

Отечественный рынок становится частью мирового рынка, ориентированного в первую очередь на потребности потребителя. Этот принцип уже взят на вооружение некоторыми российскими предприятиями и компаниями, торгующими инструментом и осуществляющими услуги по его эксплуатации и восстановлению.



   
Полное и частичное воспроизведение материалов допускается с письменного разрешения редакции.
  Первая страница > Журнал > Архив   наверх
  Rambler's Top100     Яндекс цитирования    
 
 Проммашинструмент, 2000 
Design by ITC, 2000